С 1 сентября 2024 года в России вступает в силу закон об обязательном страховании пассажиров такси. Нормативный документ увеличивает размер компенсации за вред здоровью и жизни клиентов с 500 тыс. до 2 млн и 2,025 млн рублей соответственно. О том, как новый закон повлияет на рынок легкового такси, «Ъ-СПб» рассказал руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин.
— В чем суть нового закона?
— Он распространяет действующие правила о страховании ответственности перевозчиков на пассажиров легкового такси. Ранее такие правила применялись только в отношении пассажиров автобусов, троллейбусов и метро, в то время как пассажиры легкового такси долгое время оставались без надлежащей правовой защиты. По новым правилам ответственность перевозчика легкового такси за причинение вреда пассажиру (его имуществу) в обязательном порядке должна быть застрахована на сумму до 2 млн рублей. До принятия закона размер компенсации за вред пассажиру был ограничен суммой 500 тыс. рублей, выплачиваемых в отдельных случаях по правилам ОСАГО. При этом даже эту выплату на практике получить весьма проблематично — зачастую это возможно только по решению суда.
— Чем была вызвана необходимость в таком законе?
— Дисбаланс, о котором я сказал, неоднократно критиковался участниками рынка, причем с обеих сторон: и перевозчики, и пассажиры (их профессиональные представители) в один голос говорили о назревшей проблеме и необходимости законодательных изменений в отрасли. Стороны предлагали различные пути решения, каждый — с учетом своих интересов, однако само наличие проблемы для всех очевидно. Одной из причин, очевидно, является экспоненциальный рост рынка легковых перевозок, кратное увеличение пользователей легкового такси и, соответственно, количества страховых случаев. В этой связи давно назрели проблемы как с размером, так и с порядком выплаты страхового возмещения, который должен быть столь же легок и понятен для пассажиров такси, как и для пользователей другого транспорта.
— На какие еще нюансы следует обратить внимание бизнесу?
— Помимо самой обязанности по страхованию и увеличения размера лимитов, законом также устанавливается порядок определения страховой премии по каждому из рисков, отдельно в отношении всех перевозчиков и отдельно в отношении перевозчиков легковым такси. Расширяется перечень оснований для предъявления страховщиком регрессных требований (право страховой компании при определенных условиях взыскать сумму выплаченной страховой компенсации с виновника аварии.— «Ъ-СПб») к причинителю вреда после выплаты страхового возмещения. Например, причиной регресса может выступить нарушение режима труда и отдыха водителя.
— Насколько строго прописаны в законе просрочка или уклонение от страхования?
— Все перевозчики, осуществляющие деятельность легкового такси и имеющие соответствующее разрешение, обязаны не позднее 1 ноября 2024 года заключить договор страхования и направить информацию о нем в уполномоченный государственный орган. Важно отметить, что неисполнение указанной обязанности, помимо административных штрафов, влечет для перевозчиков риски приостановки и аннулирования лицензии на перевозки, что, с учетом современного уровня контроля, фактически сделает такую деятельность невозможной без заключения договора страхования.
— Спровоцирует ли закон рост тарифов на услуги такси?
— На первый взгляд, законы рынка диктуют неизбежность повышения тарифов на поездки ввиду появления у перевозчиков дополнительной финансовой нагрузки. Однако на практике ситуация не так однозначна. Дело в том, что крупные агрегаторы такси, которые на сегодняшний день занимают по разным данным около 98% рынка, начиная с 2017 года добровольно страхуют свою ответственность на сумму 2 млн рублей, то есть само по себе увеличение лимитов не окажет на них существенного влияния. Безусловно, обязательный статус страхования внесет определенные коррективы в их операционную деятельность, однако мы не видим оснований для кратного роста затрат, и, соответственно, тарифов на поездки.
— Как закон повлияет на рынок в целом?
— Для частных перевозчиков появление дополнительной финансовой нагрузки в совокупности с отсутствием альтернативных путей ее компенсации может стать причиной для роста тарифов или даже ухода отдельных перевозчиков в «серую» зону. Но, на мой взгляд, новые правила являются вполне логичным и предсказуемым продолжением системной законодательной работы по урегулированию рынка пассажирских перевозок, в результате чего пассажиры такси получат надлежащую финансовую защиту и понятные инструменты ее реализации, что ожидаемо положительно скажется на рынке в целом.
Беседовала Александра ТЕН.
Вся пресса за 27 августа 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страхование ответственности перевозчиков
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 декабря 2024 г.
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
В ФФОМС заявили, что цифровые полисы ОМС сегодня у 22 млн россиян
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 19 декабря 2024 г.
В Свердловской области премии по страховкам выросли на 49% за год
|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 декабря 2024 г.
Не только онкология
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 19 декабря 2024 г.
«BUSINESS GUIDE РЕЙТИНГ ТОП - МЕНЕДЖЕРОВ ГОДА»
|
|
Ведомости, 19 декабря 2024 г.
Владелец сгоревшего склада Ozon ответил на претензии «Ингосстраха»
|
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
|
Лента.Ру, 18 декабря 2024 г.
Проверки ОСАГО с дорожных камер запустят в трех российских регионах
|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 18 декабря 2024 г.
В Свердловской области видеокамеры подключат к проверке ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 18 декабря 2024 г.
Жогорку Кенеш принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Новые юрисдикции оказывают влияние на ситуацию на европейском сегменте кэптивного страхования: AM Best
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловские автовладельцы купили полисов каско на 410 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Лидеры в области данных в сфере страхования считают внедрение ИИ решающим фактором для сохранения конкурентоспособности
|
|
РИА57, Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловцы стали реже страховать жизнь и здоровье
|
|
Сургутская трибуна, 18 декабря 2024 г.
Жители Югры вложили в страхование 14 млрд рублей
|
|
korins.ru, 18 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования: поправки коснутся растениеводов и животноводов
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|